В связи с приближением зимнего сезона Управление Роспотребнадзора по Липецкой области напоминает об особенностях продажи меховых изделий.
Деятельность по розничной продаже меховых изделий должна осуществляться в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (далее – Правила) и Постановлением Правительства РФ от 11.08.2016 № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2016 г. № 235» (далее - Постановление № 787).
С 12 августа 2016 г. на территории РФ введена обязательная маркировка меховых изделий контрольными (идентификационными) знаками (КИЗ), которая направлена на обеспечение контроля за оборотом и производством товаров из меха, а также созданию необходимых условий для добросовестной конкуренции на рынке производителей изделий из натурального меха.
Согласно Постановлению № 787 «контрольный (идентификационный) знак» - это бланк строгой отчетности с элементами (средствами) защиты от подделки, предназначенный для маркировки товаров, цвет которого зависит от способа ввода товара в оборот. Если товар был произведен на территории Российской Федерации, то цвет контрольного (идентификационного) знака – зеленый. Если товар был везен на таможенную территорию Российской Федерации – то красный. Основными способами нанесения контрольного (идентификационного) знака на меховые изделия является:
а) вшивной – контрольный (идентификационный) знак на текстильной основе машинным способом вшивается непосредственно в конструктивный шов изделия, полностью оставляя видимой содержащуюся в этом знаке графическую информацию;
б) клеевой – контрольный (идентификационный) знак на самоклеящейся основе наклеивается на вшитый маркировочный ярлык;
в) навесной (накладной) – контрольный (идентификационный) знак на пластиковой основе крепится к изделию с помощью одноразового пломбирующего элемента.
Обращаем внимание, что данная маркировка не исключает обязательное соблюдение иных нормативных правовых актов, действующих в сфере реализации товаров легкой промышленности, в том числе и изделий из натурального меха.
В соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» при реализации товаров из меха потребителям должна предоставляться полная и достоверная информация о них в маркировке.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию:
- наименование продукции;
- наименование страны-изготовителя;
- наименование изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- юридический адрес изготовителя, или продавца или уполномоченного изготовителем лица;
- размер изделия;
- состав сырья;
- товарный знак (при наличии);
- единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;
- дату изготовления;
- вид меха и вид его обработки (крашеный или некрашеный);
- символы по уходу за изделием;
- инструкцию по уходу за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости);
- гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости);
Маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Перед выпуском в обращение меховые изделия должны пройти обязательную процедуру подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которая осуществляется в форме декларирования соответствия.
Правила продажи меховых изделий
Особенности продажи изделий из меха установлены разделом III Правил.
В соответствии с Правилами:
- изделия из меха до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает: распаковку, рассортировку и осмотр товара; проверку качества товара (по внешним признакам) и наличия необходимой информации о товаре и его изготовителе; при необходимости чистку и отутюживание изделий и их мелкий ремонт;
- меховые товары для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно;
- товары должны иметь ярлыки с указанием своего наименования, артикула, цены, размера и роста (для одежды), вида меха и цвета его окраски (для одежды, головных уборов и воротников из меха);
- продавец обязан предоставить покупателю меховых товаров условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками.
Контроль за оборотом на территории Российской Федерации меховых изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в порядке, установленном Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Обращаем внимание потребителей, что в случае, если при выборе товара на нем отсутствует необходимая информация, возникли сомнения в соответствии качества и безопасности товара, или нарушаются правила продажи товаров, потребитель вправе обратиться к продавцу (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) с претензией о нарушении его прав, как потребителя.
При направлении обращения необходимо соблюсти следующие условия его подачи:
– обращение может быть подано в письменной форме на почтовый адрес Управления – 398002, г. Липецк, ул. Гагарина, 60а), возможно сделать устное обращение на личном приеме, записавшись предварительно по телефону 30-88-16;
– при направлении потребителем обращения в форме электронного документа необходимо пройти идентификацию через систему ЕСИА. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Данное требование можно выполнить при подаче заявления на сайте Управления, выполнив последовательно следующие действия: выбрать вкладку «Приём обращений граждан», где указан весь порядок приема и рассмотрения обращений и размещены варианты выбора подачи обращений в форме электронного документа. Для направления обращений, которые могут служить основанием для проведения внеплановой проверки – требуется авторизация в ЕСИА (следует выбрать именно такой вариант).
Кроме того, напоминаем, что орган контроля (надзора) может организовать и провести внеплановую проверку по обращению потребителя, права которого нарушены, в случае, если потребитель предварительно обращался за защитой, восстановленных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено или требования заявителя не были удовлетворены, т.е. потребитель должен обратится с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующему субъекту за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа и продолжающихся фактах нарушений обязательных требований, потребитель вправе обратиться в орган контроля с приложением копий документов, подтверждающих факт его обращения к продавцу.
Рекомендуем для получения правовой помощи в подготовке претензии воспользоваться информацией, размещенной на сайте Управления (48.rospotrebnadzor.ru «Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей» (ГИР ЗПП), раздел «Справочник потребителя»), где размещены типовые образцы претензий и примеры их заполнения.