Санпросвет
Грипп и ОРВИ
Об управлении
Для предпринимателей
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
Направления деятельностиЗащита прав потребителейШкола потребителя

О недобросовестных практиках микрофинансовых организаций при заключении договоров потребительского займа

 

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в целях повышения финансовой грамотности потребителей информирует об использовании микрофинансовыми организациями недобросовестных практик при заключении договоров потребительского займа.

В ходе своей деятельности микрофинансовыми организациями не соблюдаются требования законодательства в сфере защиты прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг, в том числе потребителей финансовых услуг вводят в заблуждение относительно информации о юридическом лице, являющимся кредитором, а также навязывают дополнительные платные услуги страхования жизни и здоровья, юридические и информационные услуги.

Дополнительные услуги предлагаются заемщикам при заключении основного договора потребительского займа сотрудниками микрофинансовых организаций, являющимися одновременно агентами иных организаций, которые и оказывают дополнительные платные услуги.

Так, с целью осуществления продаж дополнительных платных услуг, и, соответственно,  получения агентами комиссионного вознаграждения с таких продаж, с помощью заранее подготовленных сценариев разговора заемщикам активно навязываются к заключению дополнительные платные договоры страхования жизни и здоровья, договоры на оказание юридических и информационных услуг.

В большинстве случаев потребителям финансовых услуг навязывают приобретение страховых полисов, которые фактически оформляются в офисах продаж микрофинансовых организаций от лица страхового агента страховых компаний, и которые, как правило, имеют низкую потребительскую ценность, так как в них установлена низкая страховая сумма либо в качестве страховых случаев закрепляются события, наступление которых маловероятно.

Таким образом потребители вводятся в заблуждение относительно необходимости приобретения предлагаемых дополнительных услуг, влияния этих услуг на условия заключаемого договора потребительского займа, а также о лице, оказывающем дополнительные. При этом совокупная стоимость платы за пользование денежными средствами по договору потребительского займа и дополнительные услуги существенно превышает предельно допустимый размер полной стоимости потребительского займа.

Кроме того обращаем внимание потребителей на то, что договоры на оказание дополнительных платных услуг могут предъявляться сотрудниками микрофинансовых организаций под видом документов, которые входят в состав основного договора потребительского займа.

Вместе с тем Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлена обязанность исполнителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Также  потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемых им услугах. Такая информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров об оказании услуг.

Кроме того условия договора, которые обусловливают приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, относятся к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя.

При этом следует учитывать, что исполнитель не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних услуг, по причине отказа потребителя в приобретении иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.

Указанные недобросовестные действия исполнителей финансовых услуг могут послужить основанием объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а в случае получения массовых жалоб – предметом искового заявления в защиту группы потребителей.

Рекомендуем потребителям учитывать настоящую информацию при заключении договоров потребительского займа.

Дополнительно сообщаем, что на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/) и в Библиотеке по финансовой грамотности портала Моифинансы.рф (https://моифинансы.рф/) в системе «Интернет»  размещены информационные материалы по финансовому просвещению, в том числе по теме безопасности финансовых услуг. Также на портале «Госуслуги» размещен  раздел:  «Финансовое мошенничество» https://www.gosuslugi.ru/life/details/financial_fraud, позволяющий узнать о самых распространенных приемах мошенников, правилах финансовой безопасности в онлайн среде, получить практические советы о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам, и описывающий механизм действия в интернете финансовых пирамид и других мошеннических схем на рынке инвестиций.

Версия для печати       Сохранить в DOC