Обновленные санитарные правила и нормативы
Об управлении
Для предпринимателей
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Направления деятельности
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
 
Пресс-релизы
 
Выезжающим за рубеж
 
Здоровое питание
Дополнительные информационные ресурсы
Пресс-центр

Финансовая услуга – услуга, оказываемая физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.). 

Организации, которые оказывают финансовые услуги:

- банки,

- микрофинансовые организации в форме микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

- страховые компании,

- платежные агенты, страховые агенты,

- кредитные потребительские кооперативы,

- ломбарды и другие.  

Органы государственной власти, полномочные рассматривать обращения потребителей по фактам нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг: 

Центральный Банк Российской Федерации

Полномочия по надзору за деятельностью кредитных организаций, страховых организаций, микрофинансовых организаций, платежных агентов и иных организаций, проведение проверок фактов, связанных с нарушением прав потребителей:

- незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю потребителя,

- осуществление микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации;

- совершение микрофинансовой организацией действий по истребованию задолженности по договору потребительского займа, с нарушением прав потребителя;

- необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО;

-  навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО;

- нарушения в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и негосударственных пенсионных фондов;

-  блокировка счетов с несоблюдением требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

- незаконная деятельность «финансовых пирамид» и другие.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)

Полномочия по рассмотрению жалоб потребителей по нарушениям:

- непредоставление потребителю надлежащей информации об услуге,

- обман и введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств финансовой услуги,

- включение в договоры условий, ущемляющих права потребителя, предусмотренные законодательством в области защите прав потребителей,

- навязывание дополнительных платных услуг потребителям. 

Консультационные Центры и пункты для потребителей Роспотребнадзора

Осуществление следующих видов деятельности:

- консультирование и информирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг. Консультации осуществляются по телефону, на личном приеме, с использованием электронных средств связи (электронная почта, скайп),

- подготовка жалоб граждан в надзорные органы по фактам допущенных нарушений прав потребителей при оказании финансовых услуг,

- подготовка претензий в адрес организаций, оказывающих финансовые услуги, и исковых заявлений о защите прав потребителей в суд, представление интересов потребителей в суде.

  

Федеральная служба судебных приставов

Полномочия по рассмотрению жалоб потребителей на действия организаций, занимающихся деятельностью по возврату просроченной задолженности (коллекторские агентства).

Например, нарушение коллекторами порядка взаимодействия с должником, несоблюдение требований по ограничению количества личных встреч, сообщений, звонков должнику, применение угроз должнику. 

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

Полномочия по надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Например, незаконное использование персональных данных потребителя, передача таких данных третьим лицам без согласия, распространение персональных данных. 

Федеральная антимонопольная служба

Полномочия по контролю за исполнением законодательства о рекламе, применение мер в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке, в том числе, установлением монопольно высоких (низких) цен на услуги (в случаях, затрагивающих интересы неопределённого круга потребителей).

Например, недостоверная реклама банковских услуг («самый лучший процент по кредиту», «самый низкий процент среди всех банков»). 

Федеральная налоговая служба

Полномочия по привлечению к административной ответственности в связи с неприменением контрольно-кассовой техники в установленном порядке (в частности, при использовании терминалов платежными агентами, не выдачи кассовых чеков организациями, предоставляющими услуги). 

Органы полиции

Полномочия по приему и регистрации (в том числе в электронной форме) заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены составы преступлений, связанных с предоставлением финансовых услуг, например, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну (ст. 183 Уголовного кодекса РФ), вымогательство (ст. 163 Уголовного кодекса РФ), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ст.  167 Уголовного кодекса и ст.7.17 КоАП РФ).

Основные способы защиты прав потребителя при оказании финансовых услуг: 

1.Досудебный порядок.

Претензионный порядок.

Обращение в организацию, нарушившую права потребителя, с претензией. В претензии необходимо указать, какие именно допущены нарушения прав и заявить конкретное требование.

Способы вручения претензии:

- направление по почте с уведомлением о вручении и описью вложений,

- вручение лично в организации с проставлением на втором экземпляре претензии отметки о ее вручении и штампа организации либо подписи свидетеля, присутствовавшего при вручении, в случае уклонения представителя организации от получения.

Рассмотрения спора финомбудсменом

Финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, который ведется Банком России (в отношении финансовых услуг, которые указаны в реестре), или перечень, который ведется финансовым уполномоченным, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей (за исключением обращений, указанных в статье 19 настоящего Федерального закона) либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.

Решение финансового уполномоченного является обязательным для сторон, за исключением случаев судебного обжалования такого решения.

 Полную информацию, связанную с деятельностью финансового уполномоченного, можно найти на сайте finombudsman.ru.

(Федеральный закон от 04.06.2018 г. № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг») 

 2.Судебный порядок.

Потребитель имеет право обратиться с иском в суд в случае, если при оказании финансовых услуг допущены нарушения его прав (например, требовать возврат уплаченных за навязанные платные услуги денежных средств, отказ от договора страхования и другие) и организация отказывается в добровольном порядке их удовлетворить. Потребитель должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в иске, например, представить в подтверждение доводов письменные документы, показания свидетелей и другое (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ).

В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ потребитель вправе требовать в суде привлечь к участию в деле органы государственной власти для дачи заключения по делу или самостоятельно обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением. 

3.Административная ответственность.

Потребитель вправе обратиться с жалобой в органы государственной власти, имеющие право проводить проверки в отношении организаций, оказывающих финансовые услуги, и привлекать их к административной ответственности. 

Основные требования к обращению граждан и порядку их рассмотрения установлены в Федеральном законе от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В жалобе должны быть указаны:

- фамилия, имя, отчество заявителя,

- адрес для направления ответа,

- наименование организации, допустившей нарушение прав, ее местонахождение,

- суть обращения и конкретные обстоятельства нарушения прав, и другое,

- дата обращения.

Жалоба должна быть подписана заявителем.

Способы подачи жалобы:

- подать в государственный орган лично, в том числе на приеме руководителя в установленные дни и часы приема,

- направить по почте,

- направить через «Интернет», по электронной почте с возможностью установить личность заявителя через специальные сервисы (например, «государственные услуги»). Потребителю, направляющему обращение через сайт Роспотребнадзора, необходимо пройти идентификацию путем ввода регистрационных данных на портале государственных услуг.

 

 

 

Версия для печати       Сохранить в DOC