Санпросвет
Грипп и ОРВИ
Об управлении
Для предпринимателей
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
Направления деятельностиЗащита прав потребителейФинансовая грамотность потребителей

Об оказании гражданам платных юридических услуг

 

В Управление Роспотребнадзора по Липецкой области поступают обращения потребителей на действия исполнителей юридических услуг, которые на основании возмездных договоров берутся оказать потребителям те или иные юридические услуги.

Жалобы связаны с не предоставлением (предоставлением не в полном объеме) юридических услуг, заказанных потребителями. Кроме того, до  заключения договора на оказание юридических услуг потребителю не предоставляется информация о цене услуг, которые будут выполняться, а в договоре прописывается общая сумма договора, при этом спецификация или смета также отсутствуют. Наименование и перечень услуг в договоре, как правило, сформулировано как «правовой анализ ситуации», «юридическая консультация», «подготовка юридических документов», «подготовка процессуальных документов». При этом в устной форме потребителям обещают разрешение проблемы до конца, в том числе и защиту в суде.

Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано статьей 48 Конституции Российской Федерации.

К юридическим услугам относятся:

- юридические консультации;

- составление юридических документов, включая претензий, требований, жалоб, заявлений, исковых заявлений в суд и пр.;

- обращение в суд от имени или в интересах потребителя;

- представление интересов потребителя в суде.

Оказание платных юридических услуг регулируются главой 39 Гражданского кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020г. № 1514 (далее — Правила бытового обслуживания населения).

Исполнитель, оказывающий юридические услуги, не вправе без согласия потребителя выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств (ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Так же потребитель обладает безусловным правом на отказ от исполнения договора в любой момент (пункт 11 Правил бытового обслуживания населения и статья 32 Закона о защите прав потребителей). Однако при отказе от услуги потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например: подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий совершение выезда юриста в судебные органы и пр.).

Как правило в текстах обращений, подготовленных исполнителем юридических услуг, присутствуют указания на недействующие нормативные правовые акты, применяются ненадлежащие к описываемой ситуации нормы законодательства, объемные тексты обращений не имеют связанного с ситуацией потребителя общего смысла. Некачественное оказание юридических услуг также выражается в подготовке заявлений одинакового содержания (ссылки на одни и те же нормы, требования вне зависимости от компетенции каждого органа) и направления в одно ведомство, например, в отдел полиции МВД г. Липецка, УМВД Липецкой области и МВД России, Следственный комитет Липецкой области, Прокуратуру района и Прокуратуру Липецкой области.

Вместе с тем, на основании  п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Указанное означает, что в случае если обращение содержит вопросы не относящиеся к компетенции Управления, то это обращение будет перенаправлено в соответствующий орган по подведомственности, соответственно дополнительно дублировать обращение не нужно.

Обращаем внимание, что требований к написанию претензий по качеству товара, услуги, равно как и обращений в государственный орган не установлено. Потребитель в свободной форме излагает суть своей проблемы и требований, которые  выдвигает. Отсутствие ссылок на конкретные статьи законов не делает претензию или заявление недействительным или неподлежащим рассмотрению.

В случае оказания юридических услуг ненадлежащего качества, потребитель имеет право предъявить одно из требований, установленных статьей 29 Закона о защите прав потребителей.

Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если исполнитель:

- не является на судебное заседание в назначенное время;

- не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела;

- строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие;

- разглашает информацию, доверенную ему заказчиком;

- не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела и т. д.

При наличии претензий к ненадлежащему оказанию юридических услуг следует незамедлительно обратиться к исполнителю такой услуги услуг.

Под исполнителем услуги согласно Закону о защите прав потребителей понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель.

Все претензии к исполнителю услуг необходимо оформить письменно в двух экземплярах и передать (направить) исполнителю услуг способом, фиксирующим факт отправки. При личном вручение претензии на втором экземпляре претензии необходимо оставить отметку о дате ее вручения, Ф.И.О., подпись, должность ее принявшего. В случае отказа в получение претензии ее можно отправить по почте ценным (заказным с уведомлением о вручении) письмом и желательно с описью вложения. Обязательно сохраните второй экземпляр претензии с отметкой о получении продавцом (если претензия вручена лично) либо почтовое уведомление о вручении претензии.

В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор, а так же в суд (статья 11 КГ РФ, статья 17 Закона о защите прав потребителей).

Обращаем Ваше внимание, что в случае реализации Вами права на судебную защиту, участие Роспотребнадзора в судебном разбирательстве может быть осуществлено на основании статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 40 Закона о защите прав потребителей, Роспотребнадзор как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей может быть привлечен судом к участию в деле, а также вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства. То есть, при подаче искового заявления в суд на территории Липецкой области потребитель вправе заявить ходатайство о привлечении Управления к участию в деле для дачи заключения.

 

Версия для печати       Сохранить в DOC