Санпросвет
Грипп и ОРВИ
Об управлении
Для предпринимателей
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
Направления деятельностиЗащита прав потребителейФинансовая грамотность потребителей

О недобросовестной практике кредитной организации при заключении договоров потребительского кредита

 

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в целях повышения финансовой грамотности потребителей информирует об использовании кредитными организациями (банками) недобросовестной практики при заключении договоров потребительского кредита.

В ходе своей деятельности банками не соблюдаются требования законодательства в сфере защиты прав потребителей в части навязывания дополнительных платных услуг при предоставлении потребительских кредитов, а также включения в договор условий, ущемляющих права потребителей.

Так, при оформлении договора потребительского кредита сроком от 4 лет в мобильном приложении банком заранее проставляется отметка о согласии (предустановленное согласие) заемщика  на снижение процентной ставки на весь срок кредита (услуга «Выгодная ставка») по условиям которой банк взимает комиссию.

Согласно общим условиям договора потребительского кредита сумма для оплаты комиссии может быть включена в сумму кредита и при досрочном погашении задолженности по кредитному договору или при отказе заемщика от дополнительной услуги по истечении 14 календарных дней со дня заключения кредитного договора банк удержанную комиссию за услугу заемщику не возвращает, сумма комиссии перерасчету не подлежит. 

Однако Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлено право потребителя отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Включение в договор на оказание финансовых услуг условий, устанавливающих для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации указанного права потребителя, недопустимо.

Также недопустимыми условиями договора, ущемляющими права потребителя, являются условия, обусловливающие приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров. Исполнитель не вправе отказывать потребителю в заключении и исполнении договора на оказание одних услуг по причине отказа потребителя в приобретении иных дополнительных услуг.

Кроме того Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлена обязанность исполнителя своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Заранее проставленное банком предустановленное согласие на подключение услуги «Выгодная ставка» при заключении основного договора не свидетельствует о получении заемщиком полной и достоверной информации об услуге, и, соответственно, не является выражением волеизъявления заемщика на оказание платной дополнительной услуги.

Рекомендуем потребителям учитывать настоящую информацию при заключении договоров потребительского займа.

Дополнительно сообщаем, что на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/) и в Библиотеке по финансовой грамотности портала Моифинансы.рф (https://моифинансы.рф/) в системе «Интернет»  размещены информационные материалы по финансовому просвещению, в том числе по теме безопасности финансовых услуг. Также на портале «Госуслуги» размещен  раздел:  «Финансовое мошенничество» https://www.gosuslugi.ru/life/details/financial_fraud, позволяющий узнать о самых распространенных приемах мошенников, правилах финансовой безопасности в онлайн среде, получить практические советы о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам, и описывающий механизм действия в интернете финансовых пирамид и других мошеннических схем на рынке инвестиций.

 

Версия для печати       Сохранить в DOC