Грипп и ОРВИ
Санпросвет
Об управлении
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
  
Информация для предпринимателей
  
Документы
  
Вопросы и ответы
Защита прав потребителей
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Для предпринимателей
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
C Днем Победы
Поддержка участников СВО
Направления деятельностиТаможенный союзИнформация для предпринимателей

Об обязательных требованиях, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944  в отношении продажи обувных товаров

 

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в рамках проведения профилактического мероприятия в виде информирования контролируемых лиц, напоминает хозяйствующим субъектам, осуществляющим продажу обувных товаров, о соблюдении следующих обязательных требований, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.11.2023 № 1944 «Об утверждении перечня случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенностей внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров, а также Правил применения запрета продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правил получения информации из указанной государственной информационной системы» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2023 №1944, Постановление № 1944).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2023 № 1944 введено новое требование при продаже товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации - разрешительный режим на кассе.

Под разрешительным режимом понимается специальный режим работы кассы в торговом предприятии, при котором происходит автоматическая проверка кода маркировки.

Обращаем Ваше внимание, что Постановлением № 1944 утвержден Перечень случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации запрещена (п. 1,2,3,4,5 раздел 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2023 №1944):

- в системе маркировки отсутствует информация о маркировке средствами идентификации товара;

- товар выведен из оборота;

- товар запрещен к реализации по решению органов государственного контроля (надзора);

- в системе маркировки отсутствуют сведения о вводе в оборот товара или нанесении кода маркировки на товар;

- товар с кодом проверки, который не соответствует характеристикам средства идентификации, в том числе структуре и формату, установленным Правилами маркировки обувных товаров средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2019 г. № 860 «Об утверждении Правил маркировки обувных товаров средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении обувных товаров».

1 ноября 2024 года – вводится разрешительный режим продажи обувных маркированных товаров.

Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2023 №1944 утверждены Правила, которые устанавливают порядок применения запрета розничной продажи товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - товары), участниками оборота товаров, осуществляющими розничную продажу товаров (далее - продавцы), на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - информационная система мониторинга), или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации, в том числе правила получения информации из информационной системы мониторинга.

Согласно п. 4 Правил запрет розничной продажи товаров на основании информации, полученной из информационной системы мониторинга в режиме реального времени (далее - режим проверки онлайн) и не в режиме реального времени (далее - режим проверки офлайн), осуществляется в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, путем проверки продавцом кода маркировки (для режима проверки онлайн), кода идентификации и (или) кода товара (для режима проверки офлайн) в случаях, предусмотренных перечнем случаев, при которых продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, запрещена на основании информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, или отсутствия в указанной государственной информационной системе необходимой информации о таких товарах, и особенностями внедрения указанного запрета в отношении отдельных товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2023 г. № 1944.

В случае выявления оператором информационной системы мониторинга нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере маркировки товаров средствами идентификации о вводе товаров в оборот, и (или) истечения срока годности проданного товара, и (или) выявления иных нарушений после получения им сведений о продаже товара оператор информационной системы мониторинга обеспечивает доступ к информации об этих нарушениях продавцу и контрольно-надзорным органам в соответствии с Правилами обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1955 «Об обеспечении доступа к информации, содержащейся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации».

Запрет розничной продажи товаров на основании полученных данных из информационной системы мониторинга на территории Российской Федерации действует с даты, установленной в перечне для отдельных товаров. При этом до наступления соответствующей даты, установленной в перечне, продавец вправе осуществлять проверку кода маркировки или кода идентификации в случаях, предусмотренных перечнем, и получать соответствующие сведения из информационной системы мониторинга, если такой функционал информационной системы мониторинга будет реализован оператором информационной системы мониторинга до указанной даты. (п. 5 Правил).

Продавец не вправе осуществлять розничную продажу товара при наличии одного или нескольких случаев, указанных в перечне. (п. 6 Правил).

Согласно п. 9 Правил продавец должен соответствовать всем требованиям, установленным правилами маркировки отдельных видов товаров, в отношении которых введена обязательная маркировка, к участникам оборота товаров, а также иметь программное обеспечение, позволяющее осуществлять обмен сведениями и (или) электронными документами с информационной системой мониторинга в соответствии с форматами и протоколами информационного обмена, опубликованными на официальном сайте оператора информационной системы мониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в части, касающейся определения случаев запрета продажи товаров.

Для обеспечения проверки кода идентификации при розничной продаже товара в режиме проверки офлайн продавец обязан:

а) путем обращения в информационную систему мониторинга сформировать в своей информационной системе базу данных кодов товаров и (или) кодов идентификации в отношении товаров, оборот которых запрещен или приостановлен по решению органов государственного контроля (надзора), принятому в пределах установленных полномочий (для товаров, сведения об обороте которых подаются в информационную систему мониторинга не в отношении отдельной единицы товара), и путем обращения в информационную систему мониторинга в автоматизированном режиме актуализировать такую базу данных в части обновленных данных не реже одного раза в 2 часа в рабочие часы торгового объекта;

б) путем обращения в информационную систему мониторинга сформировать в своей информационной системе базу данных кодов идентификации в отношении товаров, переданных продавцу другими участниками оборота товаров или произведенных (ввезенных) им, и в отношении которых оборот запрещен или приостановлен по решению органов государственного контроля (надзора), принятому в пределах установленных полномочий (для товаров, сведения об обороте которых подаются в информационную систему мониторинга в отношении отдельной единицы товара), и путем обращения в информационную систему мониторинга в автоматизированном режиме актуализировать такую базу данных в части обновленных данных не реже одного раза в 2 часа в рабочие часы торгового объекта.(п. 10 Правил).

В целях обеспечения применения настоящих Правил (для режима проверки офлайн и режима проверки онлайн) продавец обязан:

а) фиксировать и хранить не менее 3 месяцев со дня обращения в информационную систему мониторинга осуществляемое в целях формирования и актуализации баз данных, указанных в пункте 10 настоящих Правил, в своей информационной системе любым способом каждое свое обращение в указанную информационную систему и результат такого обращения;

б) при выводе товара из оборота фиксировать в отраслевом реквизите предмета расчета фискального документа уведомление о реализации маркированного товара, формируемого на контрольно-кассовой технике, факт и время проверки кода маркировки (для режима проверки онлайн) или кода идентификации (для режима проверки офлайн), на основании которой принято решение о продаже товара.(п. 11 Правил).

Проверка кода маркировки при розничной продаже товара осуществляется в момент непосредственно перед такой продажей путем направления электронного запроса в информационную систему мониторинга в режиме проверки онлайн, за исключением случаев розничной продажи товаров в режиме офлайн, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил. (п. 13 Правил).

В целях проверки кода маркировки в режиме проверки онлайн продавец идентифицирует и распознает программными и (или) техническими средствами средство идентификации, нанесенное на товар, и направляет электронный запрос в информационную систему мониторинга. (п. 14 Правил).

Сообщаем также, что Перечни нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей размещены на официальном сайте Роспотребнадзора по ссылке https://www.rospotrebnadzor.ru/region/perecen_na.php.

Методические рекомендации по проведению самообследования, а также Программа профилактики размещены на официальном сайте Роспотребнадзора https://rospotrebnadzor.ru/region/samoobsledovanie.php.

Обращаем внимание, что продажа товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи и частью 1 статьи 6.34 Кодекса, в соответствии с ч. 2 ст. 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонырушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (далее - КоАП РФ), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Кроме того, непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, если представление указанных сведений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии со ст. 15.12.1  КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Версия для печати       Сохранить в DOC