Памятка потребителям: О разграничении полномочий органов власти а области защиты прав потребителей финансовых услуг Финансовая услуга – услуга, оказываемая физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.). Организации, которые оказывают финансовые услуги: банки, микрофинансовые организации в форме микрофинансовых или микрокредитных компаний, страховые компании и агенты, платежные агенты, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и другие. Органы государственной власти, уполномоченные рассматривать обращения потребителей по фактам нарушения прав потребителей при оказании финансовых услуг: Центральный Банк Российской Федерации имеет полномочия по надзору за деятельностью кредитных организаций, страховых организаций, микрофинансовых организаций, платежных агентов и иных организаций, проведение проверок фактов, связанных с нарушением прав потребителей: - незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю потребителя, - осуществление микрофинансовой организацией деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации; - совершение микрофинансовой организацией действий по истребованию задолженности по договору потребительского займа, с нарушением прав потребителя; - необоснованный отказ страховой организации от заключения договора ОСАГО; - навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО; - нарушения в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и негосударственных пенсионных фондов; - блокировка счетов с несоблюдением требований, установленных Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; - незаконная деятельность «финансовых пирамид» и другие. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) наделена полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей по следующим нарушениям: - непредоставление потребителю надлежащей информации об услуге, - обман и введение в заблуждение потребителя относительно потребительских свойств финансовой услуги, - включение в договоры условий, ущемляющих права потребителя, предусмотренные законодательством в области защите прав потребителей, - навязывание дополнительных платных услуг потребителям. Консультационные Центры и пункты для потребителей Роспотребнадзора осуществляют следующие виды деятельности: - консультирование и информирование потребителей по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг по телефону, на личном приеме, с использованием электронных средств связи (электронная почта, скайп), - подготовка жалоб граждан в надзорные органы по фактам допущенных нарушений прав потребителей при оказании финансовых услуг, - подготовка претензий в адрес организаций, оказывающих финансовые услуги, и исковых заявлений о защите прав потребителей в суд, представление интересов потребителей в суде. Федеральная служба судебных приставов обладает полномочиями по рассмотрению жалоб потребителей на действия коллекторов, то есть организаций, занимающихся деятельностью по возврату просроченной задолженности (например, нарушение коллекторами порядка взаимодействия с должником, несоблюдение требований по ограничению количества личных встреч, сообщений, звонков должнику, применение угроз должнику). Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет полномочия по надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (например, незаконное использование персональных данных потребителя, передача таких данных третьим лицам без согласия, распространение персональных данных). Федеральная антимонопольная служба полномочна контролировать исполнение законодательства о рекламе, применение мер в связи со злоупотреблением доминирующим положением на рынке, в том числе, установлением монопольно высоких (низких) цен на услуги (в случаях, затрагивающих интересы неопределенного круга потребителей). Федеральная налоговая служба уполномочена контролировать соблюдение требований к контрольно-кассовой технике, порядку и условиям ее регистрации и применения, полнотой учета выручки денежных средств и использованием специальных банковских счетов платежными агентами (субагентами) и поставщиками (в частности невыдача кассовых чеков при использовании терминалов). Органам полиции предоставлены полномочия по приему, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях. Уголовным кодексом и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - УК РФ и КоАП РФ) предусмотрены составы преступлений и административных правонарушений, связанных с предоставлением финансовых услуг (например, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну (статья 183 УК РФ), мошенничество (статья 159 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ), мелкое хищение (статья 7.27 КоАП РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (статья 7.27.1 КоАП РФ). |