Вниманию потребителя: о неправомерности проставления автоматического согласия на заключение дополнительных договоров Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в целях повышения финансовой грамотности потребителей информирует о признании судом неправомерным автоматического включения в договор авиаперевозки согласия пассажира на предоставление дополнительных платных услуг. Судебное решение касается авиакомпании «Уральские авиалинии», однако аналогичные нарушения были обнаружены также на сайтах в сети «Интернет» других организаций, занимающихся продажей авиа- и железнодорожных билетов. Так, в соответствии с информационным письмом Банка России № ИН-02-59/39, Роспотребнадзора № 02/6207-2022-23 от 23.03.2022 «О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг» к недобросовестной практике со стороны исполнителя по договору относится факт проставления автоматического согласия на заключение дополнительного договора с потребителем (предустановленное согласие). Такая практика сложилась при покупке дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт в сети «Интернет») страховых полисов добровольных видов страхования и ОСАГО, авиа- и железнодорожных билетов, при оформлении банковских платежных карт, при оплате услуг аренды самокатов и электросамокатов, когда в форме основного договора заведомо проставлено согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки («галочки»). При этом в ряде случаев потребителю не предоставлена возможность ознакомиться с условиями договора страхования при заключении основного договора, что вводит потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и нарушает его законное право на свободный выбор услуг. Управление Роспотребнадзора по Астраханской области совершило контрольную покупку авиабилета компании «Уральские авиалинии» на официальном сайте перевозчика. В ходе оформления билета автоматически подключились дополнительные платные услуги, в том числе добровольного страхования, при этом информация об организации, оказывающей услугу, а также об условиях оказания услуги отсутствовала, на указанный покупателем адрес электронной почты договор страхования не поступил. На основании вышеуказанного территориальный орган обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к авиаперевозчику о защите прав потребителей, в котором просил обязать авиакомпанию прекратить противоправные действия по включению в договор авиаперевозки условий, ущемляющих права неопределенного круга потребителей. Суд первой инстанции оставил требования иска без удовлетворения, придя к выводу, что покупка дополнительных услуг на сайте авиакомпании зависит от выбора самого покупателя. С такими выводами судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась и отменила решение, указав, что проставление в форме основного договора авиаперевозки, имеющего вид click-wrap-соглашения, автоматического согласия в виде отметки («галочки») на заключение дополнительных договоров не может рассматриваться в качестве подтверждения ознакомления потребителя с условиями дополнительных обязательств, а также выражения им волеизъявления на заключение таких сделок. Наличие автоматического согласия при оформлении авиабилетов дистанционным способом в отсутствие реальной возможности совершить осознанный выбор может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им сделок, тем самым приводить к нарушению его прав и законных интересов. Само по себе предустановленное согласие на оказание дополнительных услуг при покупке авиабилета является недопустимым и указывает на недобросовестное поведение авиакомпании в виде навязывания дополнительных услуг, даже несмотря на то, что гражданин может от них отказаться. Апелляционным определением вынесено новое решение, которым исковые требования в интересах неопределенного круга лиц к авиаперевозчику о защите прав потребителей удовлетворены, и на авиакомпанию возложена обязанность прекратить автоматическое включение в договор авиаперевозки пассажиров согласия на предоставление дополнительных платных услуг. Рекомендуем потребителям учитывать данную информацию при заключении основных договоров на оказание различного рода услуг через мобильные приложения или на сайтах в сети «Интернет». |