Памятка потребителям: Основные способы защиты прав потребителя при оказании финансовых услуг Претензионный порядок. Потребитель обращается в финансовую организацию с заявлением о восстановлении его нарушенного права в письменной или электронной форме, в котором необходимо указать, какие именно допущены нарушения прав и заявить конкретное требование. В случае несогласия с ответом финансовой организации либо в случае неполучения такого ответа потребитель направляет обращение финансовому уполномоченному (в случаях, установленных Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг) либо направляет исковое заявление в судебные органы, если спор не подлежит обязательному досудебному рассмотрению финансовым уполномоченным. Рассмотрения спора финансовым уполномоченным. Финансовый уполномоченный рассматривает обращения (за исключением обращений, указанных в статье 19 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг») в отношении финансовых организаций, включенных в реестр, который ведется Банком России (в отношении финансовых услуг, предусмотренных данным реестром), или в перечень, который ведется финансовым уполномоченным, в случаях: - если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей, - либо если требования потребителя финансовых услуг вытекают из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», - либо если требования потребителя финансовых услуг имущественного характера связаны с заключением, исполнением или прекращением пенсионного договора и (или) договора об обязательном пенсионном страховании либо относятся к требованиям, указанным в части 1.1 статьи 15 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», - и если со дня, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более 3-х лет. Решение финансового уполномоченного является обязательным для сторон, за исключением случаев судебного обжалования такого решения. Полную информацию, связанную с деятельностью финансового уполномоченного, можно найти на сайте https://finombudsman.ru. Судебный порядок. Потребитель имеет право обратиться с иском в суд в случае, если при оказании финансовых услуг исполнителем услуг допущены нарушения его прав и финансовая организация отказывается в добровольном порядке их удовлетворить (например, требовать возврат уплаченных денежных средств за навязанные дополнительные платные услуги, отказ от договора страхования в случае отсутствия своевременного предоставления исполнителем необходимой и достоверной информации о страховых услугах). При этом потребитель должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в иске, например, представить в подтверждение доводов письменные документы, показания свидетелей и другое (статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Потребитель вправе заявить ходатайство о привлечении к участию в деле территориального органа Роспотребнадзор для дачи заключения по делу или самостоятельно обратиться в указанный орган с соответствующим заявлением. Административная ответственность. Потребитель вправе обратиться с жалобой в органы государственной власти, имеющие право проводить проверки в отношении организаций, оказывающих финансовые услуги, и привлекать их к административной ответственности. В жалобе должны быть указаны: - фамилия, имя, отчество заявителя; - адрес для направления ответа; - наименование финансовой организации, допустившей нарушение прав, ее местонахождение; - суть обращения и конкретные обстоятельства нарушения прав; - дата обращения. Жалоба должна быть подписана заявителем. Способы подачи жалобы: - подать в государственный орган лично, в том числе на приеме руководителя в установленные дни и часы приема; - направить по почтовым отправлением; - направить через сеть «Интернет» по электронной почте с возможностью установить личность заявителя через специальные сервисы (например, «государственные услуги»). Потребителю, направляющему обращение через официальный сайт Роспотребнадзора, необходимо пройти идентификацию личности путем ввода регистрационных данных на портале государственных услуг. |