Об оказании гражданам платных юридических услуг В Управление Роспотребнадзора по Липецкой области поступают обращения потребителей на действия исполнителей юридических услуг, которые на основании возмездных договоров берутся оказать потребителям те или иные юридические услуги. Жалобы связаны с не предоставлением (предоставлением не в полном объеме) юридических услуг, заказанных потребителями. Кроме того, до заключения договора на оказание юридических услуг потребителю не предоставляется информация о цене услуг, которые будут выполняться, а в договоре прописывается общая сумма договора, при этом спецификация или смета также отсутствуют. Наименование и перечень услуг в договоре, как правило, сформулировано как «правовой анализ ситуации», «юридическая консультация», «подготовка юридических документов», «подготовка процессуальных документов». При этом в устной форме потребителям обещают разрешение проблемы до конца, в том числе и защиту в суде. Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантировано статьей 48 Конституции Российской Федерации. К юридическим услугам относятся: - юридические консультации; - составление юридических документов, включая претензий, требований, жалоб, заявлений, исковых заявлений в суд и пр.; - обращение в суд от имени или в интересах потребителя; - представление интересов потребителя в суде. Оказание платных юридических услуг регулируются главой 39 Гражданского кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020г. № 1514 (далее — Правила бытового обслуживания населения). Исполнитель, оказывающий юридические услуги, не вправе без согласия потребителя выполнять платные дополнительные услуги. В случае, если они уже были оказаны, потребитель вправе их не оплачивать, а если оплатил – потребовать возврата денежных средств (ст. 16 Закона о защите прав потребителей). Так же потребитель обладает безусловным правом на отказ от исполнения договора в любой момент (пункт 11 Правил бытового обслуживания населения и статья 32 Закона о защите прав потребителей). Однако при отказе от услуги потребитель обязан оплатить исполнителю фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по договору. Фактические расходы должны быть подтверждены соответствующими документами (например: подано исковое заявление в суд или предоставлен документ, подтверждающий совершение выезда юриста в судебные органы и пр.). Как правило в текстах обращений, подготовленных исполнителем юридических услуг, присутствуют указания на недействующие нормативные правовые акты, применяются ненадлежащие к описываемой ситуации нормы законодательства, объемные тексты обращений не имеют связанного с ситуацией потребителя общего смысла. Некачественное оказание юридических услуг также выражается в подготовке заявлений одинакового содержания (ссылки на одни и те же нормы, требования вне зависимости от компетенции каждого органа) и направления в одно ведомство, например, в отдел полиции МВД г. Липецка, УМВД Липецкой области и МВД России, Следственный комитет Липецкой области, Прокуратуру района и Прокуратуру Липецкой области. Вместе с тем, на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Указанное означает, что в случае если обращение содержит вопросы не относящиеся к компетенции Управления, то это обращение будет перенаправлено в соответствующий орган по подведомственности, соответственно дополнительно дублировать обращение не нужно. Обращаем внимание, что требований к написанию претензий по качеству товара, услуги, равно как и обращений в государственный орган не установлено. Потребитель в свободной форме излагает суть своей проблемы и требований, которые выдвигает. Отсутствие ссылок на конкретные статьи законов не делает претензию или заявление недействительным или неподлежащим рассмотрению. В случае оказания юридических услуг ненадлежащего качества, потребитель имеет право предъявить одно из требований, установленных статьей 29 Закона о защите прав потребителей. Об оказании некачественных юридических услуг можно говорить, если исполнитель: - не является на судебное заседание в назначенное время; - не представляет суду имеющиеся документы, которые могут помочь в решении дела; - строит линию защиты, опираясь на устаревшие законы, либо неверно трактует действующие; - разглашает информацию, доверенную ему заказчиком; - не ставит заказчика в известность о существенных изменениях в ходе дела и т. д. При наличии претензий к ненадлежащему оказанию юридических услуг следует незамедлительно обратиться к исполнителю такой услуги услуг. Под исполнителем услуги согласно Закону о защите прав потребителей понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель. Все претензии к исполнителю услуг необходимо оформить письменно в двух экземплярах и передать (направить) исполнителю услуг способом, фиксирующим факт отправки. При личном вручение претензии на втором экземпляре претензии необходимо оставить отметку о дате ее вручения, Ф.И.О., подпись, должность ее принявшего. В случае отказа в получение претензии ее можно отправить по почте ценным (заказным с уведомлением о вручении) письмом и желательно с описью вложения. Обязательно сохраните второй экземпляр претензии с отметкой о получении продавцом (если претензия вручена лично) либо почтовое уведомление о вручении претензии. В случае отказа в удовлетворении заявленных требований, потребитель вправе обратиться с соответствующим заявлением в Роспотребнадзор, а так же в суд (статья 11 КГ РФ, статья 17 Закона о защите прав потребителей). Обращаем Ваше внимание, что в случае реализации Вами права на судебную защиту, участие Роспотребнадзора в судебном разбирательстве может быть осуществлено на основании статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 40 Закона о защите прав потребителей, Роспотребнадзор как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей может быть привлечен судом к участию в деле, а также вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в рамках гражданского или административного судопроизводства. То есть, при подаче искового заявления в суд на территории Липецкой области потребитель вправе заявить ходатайство о привлечении Управления к участию в деле для дачи заключения. |