Грипп и ОРВИ
Санпросвет
Об управлении
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Для предпринимателей
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
C Днем Победы
Поддержка участников СВО
Направления деятельностиЗащита прав потребителейШкола потребителя

Памятка потребителям о сроках службы и годности, гарантийном сроке

 

Бывают случаи, когда приобретенный потребителем товар оказывается ненадлежащего качества и между продавцом и покупателем возникает спор о качестве товара. При предъявлении требований важно знать такие понятия как «срок годности», «срок службы» и «гарантийный срок» на товар, установление которых является одним из средств обеспечения надлежащего качества и безопасности товаров.

Определение указанных понятий дано в статье 6 Единых правил в области защиты прав потребителей, утв. Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 (далее- Единые правила), статье 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон).

Так, срок годности - это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению, который устанавливается изготовителем на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

Срок службы - это период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Изготовитель обязан устанавливать срок службы на товары длительного пользования (например: технически сложные товары, мебель), в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Срок службы товара, в отличие от гарантийного срока и срока годности,  может исчисляться не только единицами времени, но и другими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (например, срок службы автомобиля может определяться в километрах пробега).

Следует отметить, что согласно статье 7 Единых правил и статье 6 Закона, для того чтобы потребители могли использовать товар в течение его срока службы изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

Гарантийный срок - это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (результате работы) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец, поставщик, представитель, импортер) обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 19 и 32 Единых правил, статьями 18 и 29 Закона.

 

Гарантийный срок устанавливается изготовителем, который вправе принять и дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока. Содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по нему также определяются изготовителем. Если изготовителем гарантийный срок не установлен, его может установить продавец.

Как правило, гарантийный срок устанавливается на технически сложные товары (автомобили, бытовая техника, смарт-устройства), а также на товары, предназначенные для длительного пользования (мебель, обувь и т.п.).

За недостатки, выявленные в товаре в течение гарантийного срока, изготовитель и продавец несут ответственность перед потребителем.

При приобретении товаров, имеющих гарантийный срок, необходимо выяснить его продолжительность и содержание гарантийных обязательств. Также необходимо получить документ, подтверждающий указанные обстоятельства (гарантийный талон, запись в товарном чеке, соответствующий штамп на кассовом чеке и т.п.).

На основании пункта 6 статьи 20 Единых правил и пункта 6 статьи 19 Закона в случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (представителю, поставщику, импортеру) требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Указанное требование может быть предъявлено, если недостатки товара обнаружены по истечении 2 лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если такое требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе предъявить изготовителю (представителю, поставщику, импортеру) иные предусмотренные пунктом 3 статьи 19 Единых правил, пунктом 3 статьи 18 Закона требования или возвратить товар изготовителю (представителю, поставщику, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Обращаем внимание потребителей, что гарантийный срок товара, а также срок его службы по общему правилу исчисляются со дня его продажи потребителю. Если же день продажи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня его изготовления, в связи с чем важно сохранять чек на покупку.

 

Версия для печати       Сохранить в DOC