О действиях маркетплейса по введению в заблуждение потребителей Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в целях повышения финансовой грамотности потребителей информирует о действиях маркетплейса по введению в заблуждение потребителей. По информации, поступившей из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, маркетплейс (интернет-площадка), который выступает в отношении с потребителем в качестве как продавца так и владельца агрегатора информации о товарах, предоставляет потребителю информацию о возможности приобретения товаров в «Рассрочку», что может восприниматься потребителем как способ оплаты товаров маркетплейсу частями. Вместе с тем приобретение товара в «Рассрочку» поставлено в зависимость от вступления потребителя в заемные отношения с микрокредитной компанией посредством заключения потребителем договора займа с лимитом кредитования. Доведение информации о виде финансового продукта и об исполнителе финансовых услуг осуществляется маркетплейсом в виде гиперссылок, оформленных мелким шрифтом, и отраженным внизу страниц интерфейса официального сайта и мобильного приложения маркетплейса, что не соответствует требованиям к доступности и наглядности информации о товарах и услугах. Также используются такие термины как «договор» и «согласие», из которых очевидно не явствует предложение заключить договор займа с лимитом кредитования. Доведение информации о том, что «Рассрочка» является услугой создает ложное ощущение у потребителя о виде финансового продукта. Маркетплейс не информирует в наглядной и доступной форме о последствиях оформления «Рассрочки», в том числе о праве кредитора начислить проценты за пользование заемными денежными средствами в определенных договором потребительского займа случаях. Кроме того, при информировании потребителя о стоимости товара, наименьшая цена установлена для оплаты товара посредством карты маркетплейса или с использованием «Рассрочки», что может в свою очередь стимулировать потребителя в случае отсутствия достаточных денежных средств приобрести товар в «Рассрочку». Вместе с тем положениями статей 8, 10 и 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлены право потребителя на достоверную и необходимую информацию о товарах и услугах, об исполнителе и продавце, а также ответственность агрегатора информации о товарах за предоставление ненадлежащую информацию. Рекомендуем учитывать данную информацию при оформлении потребителями основных договоров по купле-продаже товаров дистанционным способом на маркетплейсах. Обращаем внимание потребителей, что на государственном информационном ресурсе для потребителей и в информационной библиотеке сайта Моифинансы.рф (https://моифинансы.рф/) размещены информационные материалы по теме Безопасности финансовых услуг. Кроме того на портале «Госуслуги» открыт раздел «Жизненные ситуации: финансовое мошенничество» (https://www.gosuslugi.ru/life/details/financial_fraud), позволяющий узнать о правилах финансовой безопасности в онлайн среде, получить практические советы о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам, и описывающий механизм действия в интернете финансовых пирамид и других мошеннических схем на рынке инвестиций. |