Грипп и ОРВИ
Санпросвет
Об управлении
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Для предпринимателей
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
C Днем Победы
Поддержка участников СВО
Направления деятельностиЗащита прав потребителейФинансовая грамотность потребителей

О недобросовестных практиках в сфере автокредитования, связанных с навязыванием  потребителям услуг (работ, товаров)

 

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в целях повышения финансовой грамотности потребителей информирует об использовании автосалонами недобросовестных практик при реализации автомобилей в кредит.

Так, в  ходе своей деятельности автосалоны информируют потребителей о том, что:

- стоимость покупки автомобиля в кредит ниже суммы покупки за счет собственных средств;

- заключить кредитный договор без приобретения дополнительных услуг (работ, товаров) не представляется возможным;

- для получения скидки на автомобиль необходимо приобрести дополнительные услуги (работ, товаров);

- при отказе от дополнительных услуг полученная скидка не сохраняется и подлежит возврату;

 - досрочное погашение кредита возможно только через определенный срок (например, 2-3 месяца).

Последнее потенциально влечет рост расходов потребителя по уплате процентов за пользование кредитом. Также заемщик может не воспользоваться своим правом на отказ от дополнительных услуг в 30-дневный срок или получить частичный возврат денежных средств за такие услуги в меньшем размере при досрочном исполнении обязательств.

Недобросовестные практики при продаже автомобилей автосалонами осуществляются также в виде:

1. Реализации товаров, не подлежащих обмену и возврату, а также дополнительных услуг (работ) через заключение договоров, не предполагающих право на возврат денежных средств в случае отказа от них заемщика, а также конструирования договоров таким образом, что услуги (работы) считаются оказанными одномоментно (при их приобретении), несмотря на то, что предполагают длительный характер взаимоотношений сторон.

Экономическая обоснованность такой структуры договоров представляется спорной, при этом заемщик не может воспользоваться своим правом на возврат денежных средств при отказе от дополнительной услуги (работы, товара). При этом  стоимость дополнительных услуг (работ, товаров) в отдельных случаях может составлять существенную долю от суммы кредита.

Примерами указанных услуг являются сертификаты на услуги, сервисные карты (карты подтверждают право потребителя на предоставление ему услуги), договоры независимой гарантии, поручительства, опционов, товары, не подлежащие обмену и возврату (например, непериодические электронные издания по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, размещенные на техническом носителе).

2. Предоставления скидки к стоимости автомобиля при условии его приобретения в кредит и (или) приобретения дополнительных платных услуг (работ, товаров). При этом, если заемщик впоследствии откажется от дополнительных договоров, то лишается предоставленной ему скидки к стоимости приобретенного автомобиля.

Вместе с тем Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» установлена обязанность исполнителя (продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Также установлен запрет на включение в договор недопустимых условий, ущемляющих права потребителя, которые нарушают правила, установленные международными договорами Российской Федерации, вышеназванным Законом, законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя, ничтожны.

К таким условиям договора относятся в том числе:

- условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации права отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов;

- условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;

- условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя.

Кроме того исполнитель не вправе отказывать в заключении основного договора по причине отказа потребителя в приобретении иных товаров (работ, услуг).

Право же заемщика отказаться в течение 30 календарных дней от приобретенных при предоставлении потребительского кредита дополнительных услуг (работ) либо товаров, не бывших в употреблении, установлено Федеральным законом от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Рекомендуем потребителям учитывать настоящую информацию при заключении договоров потребительского займа.

Дополнительно сообщаем, что на государственном информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей (https://zpp.rospotrebnadzor.ru/) и в Библиотеке по финансовой грамотности портала Моифинансы.рф (https://моифинансы.рф/) в системе «Интернет»  размещены информационные материалы по финансовому просвещению, в том числе по теме безопасности финансовых услуг. Также на портале «Госуслуги» размещен  раздел:  «Финансовое мошенничество» https://www.gosuslugi.ru/life/details/financial_fraud, позволяющий узнать о самых распространенных приемах мошенников, правилах финансовой безопасности в онлайн среде, получить практические советы о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам, и описывающий механизм действия в интернете финансовых пирамид и других мошеннических схем на рынке инвестиций.

Версия для печати       Сохранить в DOC