Грипп и ОРВИ
Санпросвет
Об управлении
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Для предпринимателей
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
C Днем Победы
Поддержка участников СВО
Направления деятельностиЗащита прав потребителейФинансовая грамотность потребителей

Вниманию потребителя:  о неправомерности проставления автоматического согласия на заключение дополнительных договоров

 

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в целях повышения финансовой грамотности потребителей информирует о признании судом  неправомерным автоматического включения в договор авиаперевозки согласия пассажира на предоставление дополнительных платных услуг.

Судебное решение касается авиакомпании «Уральские авиалинии», однако аналогичные нарушения были обнаружены также на сайтах в сети «Интернет» других организаций, занимающихся продажей авиа- и железнодорожных билетов.

Так, в соответствии с информационным письмом Банка России № ИН-02-59/39, Роспотребнадзора № 02/6207-2022-23 от 23.03.2022 «О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг» к недобросовестной практике со стороны исполнителя по договору относится факт проставления автоматического согласия на заключение дополнительного договора с потребителем (предустановленное согласие).

Такая практика сложилась при покупке дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт в сети «Интернет») страховых полисов добровольных видов страхования и ОСАГО, авиа- и железнодорожных билетов, при оформлении банковских  платежных карт, при оплате услуг аренды самокатов и электросамокатов, когда в форме основного договора заведомо проставлено согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки («галочки»).

При этом в ряде случаев потребителю не предоставлена возможность ознакомиться с условиями договора страхования при заключении основного договора, что вводит потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и нарушает его законное право на свободный выбор услуг.

Управление Роспотребнадзора по Астраханской области совершило контрольную покупку авиабилета компании «Уральские авиалинии» на официальном сайте перевозчика. В ходе оформления билета  автоматически подключились дополнительные платные услуги, в том числе добровольного страхования, при этом информация об организации, оказывающей услугу, а также об условиях оказания услуги отсутствовала, на указанный покупателем адрес электронной почты договор страхования не поступил.

На основании вышеуказанного территориальный  орган обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к авиаперевозчику о защите прав потребителей, в котором просил обязать авиакомпанию прекратить противоправные действия по включению в договор авиаперевозки условий, ущемляющих права неопределенного круга потребителей.

Суд первой инстанции оставил требования иска без удовлетворения, придя к выводу, что покупка дополнительных услуг на сайте авиакомпании зависит от выбора самого покупателя.

С такими выводами судебная коллегия апелляционной инстанции не согласилась и отменила решение, указав, что проставление в форме основного договора авиаперевозки, имеющего вид click-wrap-соглашения, автоматического согласия в виде отметки («галочки») на заключение дополнительных договоров не может рассматриваться в качестве подтверждения ознакомления потребителя с условиями дополнительных обязательств, а также выражения им волеизъявления на заключение таких сделок.

Наличие автоматического согласия при оформлении авиабилетов дистанционным способом в отсутствие реальной возможности совершить осознанный выбор может вводить потребителя в заблуждение относительно заключаемых им сделок, тем самым приводить к нарушению его прав и законных интересов. Само по себе предустановленное согласие на оказание дополнительных услуг при покупке авиабилета является недопустимым и указывает на недобросовестное поведение авиакомпании в виде навязывания дополнительных услуг, даже несмотря на то, что гражданин может от них отказаться.

Апелляционным определением вынесено новое решение, которым исковые требования в интересах неопределенного круга лиц к авиаперевозчику о защите прав потребителей удовлетворены, и на авиакомпанию возложена обязанность прекратить автоматическое включение в договор авиаперевозки пассажиров согласия на предоставление дополнительных платных услуг.

Рекомендуем потребителям учитывать данную информацию при заключении основных договоров на оказание различного рода услуг через мобильные приложения или на сайтах в сети «Интернет».

Версия для печати       Сохранить в DOC