Об управлении
Направления деятельности
Для предпринимателей
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Государственная служба и кадры
Противодействие коррупции
Документы
Пресс-центр
 
Пресс-релизы
 
Выезжающим за рубеж
Электронное правительство
Дополнительные информационные ресурсы
Пресс-центрВыезжающим за рубеж

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека констатирует, что события последних дней в местах отдыха российских граждан на побережье Красного моря в Египте, подвергшихся атакам акул, не привели к должным оценкам соответствующих трагических фактов как со стороны тех, кто ответственен за организацию туристской деятельности в Российской Федерации, так и со стороны ее непосредственных участников.

В этой связи обращают на себя внимание непрекращающиеся со стороны отдельных представителей туриндустрии попытки представить системную проблему обеспечения безопасности туристов, выезжающих в Египет, исключительно как следствие безответственного отношения к собственной безопасности самих российских граждан.

Все это происходит на фоне практически полного отсутствия профессиональной и ответственной оценки со стороны корпоративного туристского сообщества собственной роли в части предупреждения и недопущения нарушений прав российских туристов в странах временного пребывания.

Отдельным показательным примером недобросовестного ведения бизнеса в туристской сфере следует считать целенаправленное введение граждан в заблуждение по поводу истинных пределов ответственности отечественных туроператоров, а также суждения, направленные на искажение законодательных основ правового регулирования туристской деятельности и стремление раздробить предмет договорных отношений с туристом - туристский продукт, как специфическую комплексную услугу, на отдельные составляющие элементы, за каждый их которых отвечает кто угодно, но только не туроператор.

В этой связи, принимая во внимание занятую Минспорттуризма России и Ростуризмом созерцательно - пассивную позицию в отношении произошедших событий, Роспотребнадзор считает необходимым в очередной раз отметить, что в соответствии со статьей 14 «Обеспечение безопасности туризма» Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» «в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения».

Этой же нормой закреплено, что «при расторжении до начала путешествия договора о реализации туристского продукта в связи с наступлением обстоятельств, указанных в настоящей статье, туристу и (или) иному заказчику возвращается денежная сумма, равная общей цене туристского продукта, а после начала путешествия - ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг».

При этом согласно определению туристского продукта - это «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта». Именно комплексность предмета договора и его единая цена в силу законодательно установленных положений отличают туристскую деятельность от просто посреднических услуг по приобретению билетов, заказу гостиницы и т.п., что не могут не знать лица, претендующие на выражение мнения соответствующего профессионального туроператорского сообщества.

Таким образом, с учетом понятий «туристский продукт» и «реализация туристского продукта», приведенных в статье 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», выше процитированные положения статьи 14 данного законодательного акта вполне определенно свидетельствуют о том, что обязанность по возврату соответствующих денежных средств в случае реализации туристом своего законного права на одностороннее расторжение договора лежит исключительно на туроператоре (турагенте) как стороне договора о реализации туристского продукта. При уклонении туроператора (турагента) от исполнения этой законодательно закрепленной обязанности добровольно, защита соответствующего нарушенного права туриста будет обеспечиваться в судебном порядке. Причем в таком случае степень ответственности обязанной стороны возрастет за счет возможного применения к ней соответствующих гражданско-правовых мер.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека со своей стороны будет принимать все необходимые меры, направленные на защиту прав потребителей в сфере туризма, в том числе, посредством участия в их судебной защите.

Кроме того, ввиду очевидной самоустраненности Федерального агентства по туризму от активного участия в оценке последних событий в Египте Роспотребнадзор поставил перед Ростуризмом ряд требующих организационного решения вопросов, в том числе по поводу возможной смены руководства АТОР.

Помимо этого, соответствующее обращение направлено Роспотребнадзором в посольство Арабской Республики Египет в Российской Федерации.

Версия для печати       Сохранить в DOC