Об управлении
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Направления деятельности
Для предпринимателей
Государственная служба и кадры
Противодействие коррупции
Документы
Пресс-центр
 
Пресс-релизы
 
Выезжающим за рубеж
Электронное правительство
Дополнительные информационные ресурсы
Пресс-центр

Тема Всемирного дня защиты прав потребителей, который ежегодно отмечается 15 марта, определена как «Цифровой мир: надежные смарт-устройства». Уже третий год подряд тематика Всемирного дня прав потребителей посвящена цифровым технологиям - цифровым продуктам и смарт-устройствам, которые являются технически сложными товарами, как правило, имеют сенсорный экран, выполняют две и более функции, обязательно имеют функции подключения к Интернету, непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении и могут применяться в различных сферах повседневной жизни.

Таким образом, общим для всех устройств, названия которых мы произносим с добавлением слова смарт, является обилие выполняемых функций и возможность их расширения за счёт установки новых приложений. Такая возможность обусловлена тем, что устройства работают под контролем мобильных операционных систем.

Сегодня цифровые технологии изменили характер многих услуг и продуктов, так как встроенное программное обеспечение содержится во всё возрастающем количестве потребительских товаров.

В этой связи является закономерным, что в Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года поставлены четкие задачи в области защиты прав потребителей. Важно, чтобы потребители обладали набором базовых, неснижаемых прав, обеспечивающих достаточный уровень защиты, комфорта и безопасности, в т.ч.при совершении дистанционных покупок.

Празднование Всемирного дня прав потребителей - хороший повод еще раз обратить внимание на то, что прогресс цифровых технологий должен прежде всего учитывать разносторонние интересы потребителей: это и право на качество и безопасность «умной электроники», и право знать о том, как собирается, обрабатывается и используется личная информация.

Управлением Роспотребнадзора по Липецкой области особое внимание уделяется полному и объективному рассмотрению обращений потребителей.  За последние 2 года произошло увеличение количества обращений, поступивших в Управление по вопросам нарушения прав потребителей при продаже смарт-устройств: если в 2017 г. поступило 45 обращений, то в 2018 г. - 53 (рост на 18%).

Чаще всего обращения граждан были связаны с покупкой телефонов (83%); планшетов (7,5%); ноутбуков (3,7%), а также телевизоров, «умных» часов.

Управление Роспотребнадзора обращает внимание потребителей, что с 2017 года законодательством введен обязательный претензионный порядок рассмотрения обращений граждан-потребителей, который предполагает, что внеплановая проверка Роспотребнадзора по обращению потребителя может быть проведена в случае, если у Управления, как надзорного органа, имеются доказательства обращения гражданина к хозяйствующему субъекту за восстановлением своих нарушенных прав, однако его обращени  не рассмотрено или требования не удовлетворены, при этом нарушения законодательства продолжаются.

В целях объективного рассмотрения фактов, указанных в обращениях, Управлением в 2018 г. всего проведено 417 предварительных и 20 выездных проверок, по результатам которых было возбуждено 41 дело об административных правонарушениях, подано 12 исковых заявлений. В целях недопущения нарушений обязательных требований хозяйствующим субъектам выдано 136 предостережений, или на 35% больше, чем в 2017 году.

По результатам рассмотрения обращений на смарт-устройства 8 хозяйствующими субъектами  (15% от общего количества обращений на смарт-устройства) принято решение о замене товара или возврате уплаченной суммы. Общая сумма денежных средств, возвращенных потребителям продавцами товаров, исполнителями услуг по результатам рассмотрения Управлением обращений граждан составила в 2018 году 1376 тыс. руб.

Как показывает практика, большая часть обращений связана с не урегулированием с продавцом товаров вопросов,  касающихся причин образования дефектов качества, т.е. являющихся предметом конкретного имущественного спора, разрешаемого исключительно в судебном порядке, поэтому по большинству обращений потребителям разъяснялись  их права  и порядок  реализации данных прав. В связи с этим особый акцент в деятельности Управления  и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» делается на повышении информированности потребителей об их правах и способах защиты нарушенных прав. В 2018 году Консультационным центром и консультационными пунктами  по защите прав потребителей, расположенными в районах, на безвозмездной основе предоставлено гражданам 10073 консультации, наибольшее число консультаций - по мобильным телефонам, технически сложным товарам. Разработано 18 памяток для потребителей, в том числе по приобретению мобильных телефонов и порядку разрешения конфликтных ситуаций. Со всеми памятками можно ознакомиться на официальном сайте http://www.cge48.ru, также обратившись в консультационные пункты для потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей»  не только устанавливает права потребителей на приобретение  услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации об услугах и об их исполнителях, но и определяет механизм реализации этих прав.

 Этот механизм среди прочего заключается в закрепленной Законом РФ «О защите прав потребителей» гарантированной возможности привлечения соответствующих субъектов к гражданско-правовой имущественной ответственности за нарушение прав потребителей, включая право на информацию, а также за несвоевременное рассмотрение предъявляемых требований или за уклонение от их рассмотрения в установленном порядке.

Однако в случае неудовлетворения требований потребителя добровольно соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ и ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом.

Право Управления давать заключения по делам о защите прав потребителей предусмотрено ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ, данный порядок гражданам разъясняется в направляемых ответах на  их обращения. В 2018 году Управлением было дано 177 заключений по делам о защите прав потребителей, в результате участия Управления в судебной защите в пользу потребителей присуждено более 3,6 млн. руб.

Из исков, поданных потребителями в сфере торговли, половина связана с приобретением смарт-устройств (смартфоны, ПК и т.д.) – 54 иска. Наиболее частой причиной обращения граждан в суды с целью защиты своих прав являлось неудовлетворительное качество товара. Так, в 2018 г. из 54 рассмотренных дел, связанных с покупкой указанных товаров, требования потребителей были удовлетворены в 30 случаях, заключено мировое соглашение в 17 случаях, отказано в удовлетворении требований в 7 случаях  (в связи с заключением эксперта, свидетельствующем об отсутствии вины ответчика в причинах образования дефектов  качества в проданном товаре или оказанной услуге).

В соответствии с утвержденным Планом в Липецкой области в рамках Всемирного дня запланирован комплекс мероприятий, посвящённых Всемирному дню прав потребителей: ставшие традиционными уроки по основам потребительского законодательства в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях области; расширенное заседание Консультативного совета по защите прав потребителей, консультирование граждан в торговых центрах и различных социальных учреждениях; проведение горячих линий и дней открытых дверей с широким привлечением СМИ и т.д.

Версия для печати       Сохранить в DOC