Обновленные санитарные правила и нормативы
Об управлении
Направления деятельности
Для предпринимателей
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Государственная служба и кадры
Противодействие коррупции
Документы
Электронное правительство
Пресс-центр
 
Пресс-релизы
 
Выезжающим за рубеж
 
Здоровое питание
Дополнительные информационные ресурсы
Пресс-центр

Международная организация потребителей (Consumers International) объявила тему ежегодно отмечаемого Всемирного дня прав потребителей 2022 года – Fair Digital Finance – «Справедливые цифровые финансовые услуги». Как отмечает на своем официальном сайте Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг.

Исследования показывают, насколько быстро происходит развитие цифровых финансов. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек (Juniper Research, 2020). В развивающихся странах доля владельцев счетов, отправляющих и получающих электронные платежи, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году (Findex, 2017). 39% компаний считают внедрение финансовых технологий своим приоритетом, подчеркивая мировой спрос на более инновационный финансовый ландшафт (JDSpura, 2020).

Напомним, что в зарубежном финансовом мире даже обсуждается такой феномен, как «русское чудо». В 2020 году Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных, а пандемия ускорила изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около 10 лет. Впервые о «русском чуде» заговорили в 2019 году, когда по итогам 2010-2018 годов был выявлен феноменальный, 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека. Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост (исследование Boston Consulting Group, 2019).

Однако в таких условиях существенно возрастает и риск финансового мошенничества, а отдельные категории граждан могут быть ограничены в доступе к услугам, которые перестают оказываться в традиционных каналах.

В 2021 году в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области поступило 148 обращений от потребителей по вопросам оказания финансовых услуг.

Как показывает анализ обращений их структура и содержание на протяжении последних лет практически не меняется. Наиболее актуальными проблемами по-прежнему остаются недобросовестные практики, посягающие на следующие права потребителя:

- на свободный выбор (навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя, отказ в предоставлении финансовых услуг, блокировка банковских карт и т. п.);

- на безопасность услуги (хищение денежных средств со счета потребителя, взыскание задолженности).

В отношении кредитных и микрофинансовых организаций на основании поступивших обращений потребителей в 2021 году Управлением проведено 9 административных расследований, 7 внеплановых проверок, выдано 4 предписания о прекращении нарушения обязательных требований. По итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий рассмотрено 10 дел с назначением наказания в виде административного штрафа на общую сумму 100 тыс. руб.

При осуществлении государственного контроля (надзора) проведены профилактические мероприятия – микрофинансовым и кредитным организациям объявлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Большая часть выявленных нарушений касалась ущемления прав потребителей, установленныхзаконодательствомо защите прав потребителей:

- навязывание дополнительных услуг без согласия потребителя;

- обусловливание получения потребительского кредита обязательным получением услуги страхования жизни и здоровья;

- превышение размера неустойки, установленного Федеральным законом РФ от 21.12.2013 № 353 «О потребительском кредите (займе)»;

- установления момента исполнения заемщиком обязательств по договору;

- установление в договоре потребительского кредита права кредитора в одностороннем порядке расторгнуть договор займа.

Управление Роспотребнадзора активно взаимодействует с организациями, входящими в национальную систему защиты прав потребителей на территории Липецкой области. Ежегодно Главой администрации Липецкой области утверждается План мероприятий по повышению финансовой грамотности населения Липецкой области с учетом предложений Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области».

В целях реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы на территории Липецкой области в 2020 году при Администрации Липецкой области создана Межведомственная координационная комиссия, участником которой является Управление. В 2021 году на заседании комиссии были рассмотрены вопросы о повышении квалификации педагогических работников в области преподавания основ финансовой грамотности, об участии населения Липецкой области во Всероссийских мероприятиях по финансовой грамотности, а также повышении эффективности мероприятий по финансовой грамотности. Управление приняло участие в межрегиональной конференции по вопросам формирования объективного отношения в обществе к микрофинансовой отрасли и повышению доверия потребителей к услугам, предоставляемым микрофинансовыми институтами.

Версия для печати       Сохранить в DOC