Санпросвет
Грипп и ОРВИ
Об управлении
Для предпринимателей
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
Направления деятельностиЗащита прав потребителейРезультаты надзора

Информация для населения. Об органических продуктах

Сегодня на упаковке многих продуктов - от яиц и растительного масла, до кисломолочной и мясной продукции - написано «био», «эко» или «фермерское». Чаще всего это маркетинговый ход производителей, привлекающий покупателей, которые хотят питаться правильно. До недавнего времени не было законов, регулирующих размещение подобной маркировки на продуктах с улучшенными свойствами.

В начале 2020 года в России вступил в силу закон «Об органической продукции», который регулирует производство, хранение, транспортировку и маркировку органической продукции, а также предусматривает создание единого государственного реестра сертифицированных производителей. Документ дает определение понятиям «органическая продукция и ее изготовители», «органическое сельское хозяйство» и регулирует нормы производства, хранения, транспортировки, маркировки и реализации продукции. В частности, при ее производстве запрещается использовать упаковку из материалов, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, в том числе из поливинилхлорида. В соответствии с документом органическими могут считаться продукция и сырье, при производстве которых не использовались химикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста, гормональные препараты, а также различные технологии, включая методы генной инженерии, клонирование, трансплантацию эмбрионов. Производители также должны создавать комфортные условия для животных, обращать внимание на их адаптивность и устойчивость к болезням.

При желании аграрии могут получить разрешение на маркировку товаров — она представляет собой белый лист на зеленом фоне с надписью «органик» на кириллице или латинице. Для этого необходимо пройти добровольную сертификацию в независимых аккредитованных организациях.

В России введены в действие следующие национальные стандарты:

- ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;

- ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;

- Межгосударственный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации (ЕАСС);

- ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации. NEQ CAC/GL32-1999» (указаны разрешенные для производства органической продукции кормовые добавки, удобрения и другие вещества.

Эти стандарты — основа для производства, идентификации и сертификации органической продукции.

Теперь на законодательном уровне урегулированы лишь органические продукты - то есть слова «органик», «органический» и производные от них могут быть нанесены только на продукцию, прошедшую сертификацию в России.

Почему в нашем национальном стандарте закреплено именно понятие «органик»?

Так сложилось, что другие понятия уже имеют в продуктах питания свое значение: «эко» - произведено с минимальным влиянием на окружающую среду, «био» относится к молочным продуктам, содержащим живые бактерии (например, биокефир, биойогурт). Поэтому в законе закреплено только понятие «органические продукты».

На конец ноября 2022 года уже более чем в половине субъектов РФ (а именно в 45) есть как минимум один сертифицированный производитель органической продукции.

Производителем настоящей органики может стать далеко не каждый сельскохозяйственный производитель, а только тот, кто прошел процедуру сертификации в аккредитованном органе и согласно действующему законодательству получает право называть себя и свою продукцию «органической». Получение сертификата гарантирует, что производитель не использует пестициды, агрохимикаты, синтетические минеральные удобрения и другие вещества, запрещенные органическим законодательством, а применяет только органические (микробиологические) удобрения и биологические средства защиты растений. По оценке экспертов, производство органической продукции, по крайней мере в ближайшей перспективе, будет уделом, в основном, небольших фермерских хозяйств. Органический способ производства, по разным данным, повышает конечную стоимость продукции на 30-50%. Для крупных агрохолдингов это пока неприемлемые показатели, поскольку в таком случае они не смогут рассчитывать на спрос со стороны основной массы потребителей, которые не позволяют себе дорогих продуктов. Плюс издержки при внедрении органических технологий с учетом жестких требований к сертификации наверняка окажутся слишком высокими. Мелкие производители (фермерские хозяйства), как считается, переходный период пройдут намного проще.

В Союзе органического земледелия постоянно обновляют список производителей, прошедших сертификацию по российскому стандарту.

В списке, который по открытым источникам составили в Национальном союзе органического земледелия, количество производителей органической продукции, сертифицированных по межгосударственному стандарту ГОСТ 33980-2016 увеличилось до 152. По данным Роскачества, число производителей органической продукции в стране за 2022 год выросло на 46%.

В России также работают 10 производителей биопрепаратов, разрешенных для использования в органическом сельском хозяйстве.

После получения органического сертификата, на упаковке продукта размещается знак «органик», который запрещено использовать на несертифицированной продукции. Под этим знаком на этикетку наносится QR-код, который ведет на страничку с производителем в Госреестре. С помощью него можно определить еще до покупки - действительно ли этот продукт органический и проверенный.

В настоящее время число действующих сертификатов соответствия органическому производству превышает 200. Лидерами по числу сертифицированной органической продукции в РФ являются производители зерновых культур (около 30% производителей), а также овощной продукции - 18,3%, животноводческой продукции - 16 % и кормов для животных - 15%.

В Липецкой области одно предприятие прошло сертификацию на соответствие требованиям российского законодательства по органическому производству. Это АО «ПРОГРЕСС». Органическая линейка его продукции представлена четырьмя видами пюре для детского питания: пюре яблочное, пюре из груш, пюре из бананов и пюре из манго. На этой продукции размещены специальные идентификационные знаки, которые подтверждают ее безопасность и экологичность.

В последнее время в России растут продажи органических продуктов. Этому способствовало принятие федерального закона, а также пандемия, во время которой люди стали более внимательно относиться к своему питанию, поддерживая естественный иммунитет. Появляется все больше новых производителей «органики». А те компании, которые давно присутствуют на рынке, активно увеличивают объем производства и расширяют ассортимент. Однако ряд факторов, включая высокую стоимость натуральных товаров и низкий уровень информированности людей, тормозят развитие рынка.

Стоит органическая продукция дороже обычной вполне обоснованно. Во-первых, производство требует больше человеческого труда, так как, например, нельзя использовать пестициды или средства для травли жучков - их нужно собирать вручную. Во-вторых, процесс созревания органических растений или рост животных до зрелого возраста дольше: например, убойный возраст обычной курицы наступает на 28 день, а органическая курица должна дожить до 71 дня - соответственно нужно больше бытовых ресурсов: воды, кормов, света и т.д. Все это сказывается на конечной стоимости продукта.

«Зеленую волну» потребительских настроений уже уловили ретейлеры, создающие в своих гипер- и супермаркетах специальные полки для органической продукции. Чаще всего покупают молоко, хлеб и мясо. А вот экологически чистых овощей и фруктов на отечественных прилавках пока не хватает. С учетом описанных выше тенденций, очевидно, что органическая сельхозпродукция уже сейчас становится крайне перспективной рыночной нишей.

Минимальные обязательные требования к безопасности и качеству продукции приведены в Технических регламентах ЕАЭС (Таможенного союза). А уже на добровольной основе производитель имеет право заявлять соответствие своей продукции и иным стандартам, не противоречащим требованиям ТР ЕАЭС.

 Испытательный лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» аккредитован на проведение исследований продовольственного сырья и пищевых продуктов на соответствие Техническим регламентам (уникальный номер записи в реестре аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации РОСС RU.0001.510165). По вопросам проведения исследований можно обращаться в отдел по работе с юридическими и физическими лицами по телефону: 8(4742) 30-86-76.

 

Версия для печати       Сохранить в DOC