В отчетном периоде Консультационным центром и пунктами продолжалась работа по оказанию гражданам консультативной помощи по вопросам защиты прав потребителей. За 2021 год предоставлено 10021 консультация. Консультирование граждан проводилось посредством телефонной связи, с использованием электронных средств связи, на личном приеме и путем рассмотрения письменных обращений потребителей. Из общего количества консультаций, наибольшую долю составляют консультации по вопросам качества товаров и прав потребителей на возврат, обмен или расторжение договора в отношении следующих товаров и услуг: обувь и одежда – 13,1%; мобильные телефоны – 15,7%; технически сложные товары – 18,8%. По сравнению с 2020 годом уменьшилось число обращений по вопросам туристких , транспортных услуг, услуг ЖКХ, а также по продажам товаров дистанционным способом, строительных материалов и изделий. В тоже время увеличилось число консультаций по вопросам оказания финансовых, медицинских услуг, по продажам технически сложных товаров и мебели. Консультационным центром и пунктами в указанном периоде продолжена работа по информированию населения с использованием сайта ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области». В 2021г. на сайте размещено 49 памяток и информаций по вопросам защиты прав потребителей. Специалисты центра и пунктов приняли участие в 17 тематических «горячих линиях», проводимых Роспотребнадзором. Еще одним из важных направлений в деятельности центра является проведение товароведческих экспертиз по заявлениям потребителей, субъектов предпринимательской деятельности, а также по определениям судов. Номенклатура товароведческих экспертиз включает в себя: - экспертизу товаров легкой промышленности (одежда, обувь, меховые изделия, изделия из кожи, изделия бытового назначения (постельное белье, одеяла, подушки и пр.), услуги прачечных и химчисток); - строительно-техническую экспертизу; - экспертизу технически-сложных товаров, в том числе электротехнических и электромеханических устройств; - экспертизу средств телефонной и мобильной связи, компьютеров, планшетов, приставок и прочей техники. В настоящее время Консультационный центр проводит весь необходимый спектр товароведческих экспертиз (21 вид), на которые имеется спрос. По заявлениям потребителей и определениям судебных органов в 2021 году проведено 138 экспертиз, среди которых первые три ранговых места занимают экспертизы услуг ЖКХ, обуви и одежды, а также мобильных телефонов. В 2021 году специалистами центра и пунктов помощи потребителям подготовлено 62 проекта претензий и 14 исковых заявлений. Из общего числа претензий наибольший удельный вес составили претензии по качеству технически сложных товаров; мебели; продаже товаров дистанционным способом; бытовым услугам . Проекты исковых заявлений касались вопросов качества технически сложных товаров, мебели, финансовых, туристских услуг и прочих видов деятельности. К примеру, в защиту прав потребителей были предъявлены иски о расторжении договоров и взыскании денежных средств. В качестве ответчиков выступали ООО «Прайм-Эксперт», ООО «Гарант», ООО «Все Эвакуаторы», ООО «Комиссар». В Консультационный центр граждане неоднократно обращались по вопросу навязанных дополнительных услуг при покупке в автосалонах автомобилей. Дополнительной услугой в каждом случае была продажа ООО «Прайм-Эксперт» технической карты «Техническая помощь на дороге». При анализе представленных потребителями документов усматривалось, что покупка автомобилей осуществлялась в кредит. По информации клиентов менеджеры автосалонов убеждали граждан, что кредит могут предоставить банки лишь при заключении договора о дополнительных услугах, в том числе связанных с покупкой карты. Рассмотрев тщательнее документы дома, граждане практически на следующий день обращались в автосалон, пытаясь отказаться от навязанных услуг. Однако в устной форме менеджеры автосалона им заявляли, что отказаться от данных услуг практически невозможно. В досудебном порядке автосалону, банку, организациям, являющимся исполнителями при предоставлении услуг, получившим денежные средства, граждане направили письменные претензии о расторжении договоров и требованием о возврате денежных средств. Однако все организации отказались добровольно исполнить требования, сославшись на то, что не являются стороной, заключившей с потребителем договор. По итогам рассмотрения материалов дел судами были приняты решения о взыскании с ООО «Гарант» в пользу потребителей денежных средств на общую сумму 396,3 тысяч рублей, с ООО «Прайм-Эксперт» - 103,46 тысячи рублей. В указанные суммы вошли основной долг, компенсации морального вреда, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, а также проценты за пользование чужими денежными средствами до фактического исполнения решений. |