Об управлении
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Для предпринимателей
Государственная служба и кадры
Противодействие коррупции
Документы
Пресс-центр
Электронное правительство
Дополнительные информационные ресурсы
Направления деятельностиЗащита прав потребителейШкола потребителя

О правах потребителей при перевозке пассажиров и багажа легковым такси

 

В преддверии новогодних праздников услуги такси пользуются особой популярностью. Управление Роспотребнадзора по Липецкой области в рамках проведения «горячей линии» по услугам такси информирует о том, что нужно знать потребителю для того, чтобы не быть обманутым и эффективно защитить свои права.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа с помощью такси, являются Федеральный Закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта), Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей), Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 (далее – Правила перевозок). При этом Закон о защите прав потребителей будет распространяться на услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в случае, если перевозки осуществляются  для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.

Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании договора фрахтования. Пассажир в данном договоре именуется фрахтователем, соответственно перевозчик – фрахтовщиком. Стоит учитывать, что фрахтовщиком признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые обязательно должны иметь разрешение на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Следует иметь в виду, что в настоящее время на территории области действуют организации, осуществляющие деятельность по оказанию только информационных услуг о перевозке легковым такси, но фактически не оказывающие услуги по перевозке и не принимающие претензии в случае оказания услуги ненадлежащего качества.

Легковое такси должно быть оборудовано опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

Договор может быть заключен двумя способами: непосредственно с водителем (когда такси, к примеру, находится на стоянке) либо путем принятия фрахтовщиком заказа (к примеру, через мобильное приложение или через оператора по телефонной связи). В случае заключения договора перевозки вторым способом, перевозчик регистрирует заказ в журнале и сообщает пассажиру (фрахтователю) номер заказа. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя, и фактическое время подачи легкового такси.

Договор перевозки легковым такси является публичным договором. Это означает, что фрахтовщик обязан заключить договор с каждым, кто к нему обратиться, причем на одинаковых условиях. Устав автомобильного транспорта предусматривает исключения из этого правила: перевозчик вправе отказаться от заключения договора, если маршрут выбранный пассажиром или поведение пассажира являются небезопасными для водителя.

Обязательно стоит обратить внимание на информацию, которая должна располагаться на передней панели легкового такси справа от водителя. Так потребителю предоставляется следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси. Оплата за пользование легковым такси может осуществляться двумя способами: фиксированная плата, которая не зависит от времени и фактического пробега, либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси. В случае оплаты вторым способом необходимо учитывать, что маршрут следования определяет сам пассажир. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. Такие правила позволяют избежать злоупотреблений со стороны водителей;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В легковом такси также должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, разрешение на перевозку легковым такси  которые по требованию пассажира водитель обязан предоставить для ознакомления.

Фрахтовщик выдает пассажиру кассовый чек либо квитанцию установленной формы. Обязательные реквизиты и порядок заполнения квитанции определены Правилами перевозок в Приложении 5. Отказ в выдаче таких документов является административным правонарушением.

В случае нарушения потребительских прав, просьба обращаться в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области.

При направлении обращения необходимо соблюсти следующие условия его подачи:

– обращение может быть подано в письменной форме на почтовый адрес Управления Роспотребнадзора по Липецкой области – 398002, г. Липецк, ул. Гагарина, 60а), возможно сделать устное обращение на личном приеме, записавшись предварительно по телефону 30-88-16 (ст.ст.4, 13 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»);

– при направлении потребителем обращения в форме электронного документа необходимо пройти идентификацию через систему ЕСИА. Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации (ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон ФЗ-294)).

Данное требование можно выполнить при подаче заявления на сайте Управления Роспотребнадзора по Липецкой области, выполнив последовательно следующие действия: выбрать вкладку «Приём обращений граждан», где указан весь порядок приема и рассмотрения обращений и размещены варианты выбора подачи обращений в форме электронного документа. Для направления обращений, которые могут служить основанием для проведения внеплановой проверки – требуется авторизация в ЕСИА (следует выбрать именно такой вариант).

Версия для печати       Сохранить в DOC