Санпросвет
Грипп и ОРВИ
Об управлении
Для предпринимателей
Направления деятельности
Государственные услуги
Таможенный союз
Защита прав потребителей
  
Результаты надзора
  
Судебная защита прав потребителей
  
Школа потребителя
  
Финансовая грамотность потребителей
  
Всемирный день защиты прав потребителей
  
Потребителям услуг ЖКХ
 
Санитарный надзор
 
Профилактика инфекционных заболеваний
 
Социально-гигиенический мониторинг
 
Межведомственное взаимодействие
Административная практика
 
Реестры
 
Информация о проведенных проверках
 
Мероприятия по контролю
 
Техническое регулирование
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Государственная служба и кадры
Документы
Противодействие коррупции
Электронное правительство
Пресс-центр
Дополнительные информационные ресурсы
Здоровое питание
Направления деятельностиЗащита прав потребителейСудебная защита прав потребителей

О возможных рисках при заключении основного договора на оказание различного рода услуг

 

Управление Роспотребнадзора по Липецкой области (далее – Управление) в целях повышения финансовой грамотности потребителей информирует о возможных рисках при заключении основного договора на оказание различного рода услуг.

В соответствии с совместно выпущенным Информационным письмом Банка России № ИН-02-59/39 и Роспотребнадзора № 02/6207-2022-23 от 23.03.2022 «О недопустимости проставления за потребителя автоматического согласия на приобретение дополнительных страховых услуг» к недобросовестной практике со стороны исполнителя по договору относится факт проставления автоматического согласия на заключение дополнительного договора с потребителем (предустановленное согласие).

Такая практика сложилась при покупке дистанционным способом (через мобильное приложение или сайт) страховых полисов добровольных видов страхования и ОСАГО, авиа- и железнодорожных билетов, при оформлении банковских  платежных карт, при оплате кикшеринговых услуг (краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов), когда в форме основного договора заведомо проставлено согласие потребителя на заключение договора добровольного страхования в виде отметки («галочки»), подтверждающей его намерение заключить дополнительный договор.

При этом в ряде случаев потребителю не предоставляется возможность ознакомиться с условиями договора страхования при заключении основного договора, что вводит потребителя в заблуждение относительно заключаемых им договоров и нарушает его законное право на свободный выбор услуг.

Проставление за страхователя предустановленного согласия на покупку дополнительных услуг по страхованию при заключении основного договора не может являться подтверждением ознакомления страхователя с условиями, содержащимися в дополнительном договоре, и правилами страхования, а также не свидетельствует о получении страхователем полной и достоверной информации об услуге, и, соответственно, не является выражением волеизъявления страхователя на заключение дополнительного договора страхования. Таким образом, исполнителем осуществляется навязывание потребителям дополнительного договора добровольного страхования при реализации основной услуги.

С целью контроля совместно выпущенного Информационного письма Службой по защите потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России проведен очередной мониторинг сайтов в сети «Интернет» и мобильных приложений 26 компаний на предмет наличия автоматического предустановленного согласия на заключение договора добровольного страхования при попытке приобретения основной услуги. На сайтах и мобильных приложениях 16 из 26 компаний установлено наличие  автоматически  проставленного согласия  потребителя на заключение договора добровольного страхования.

Учитывая положения статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, относятся условия, которые обусловливают приобретение одних услуг обязательным приобретением иных услуг, в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров.

При этом следует учитывать, что исполнитель не вправе отказывать в заключении, исполнении договора, направленного на приобретение одних услуг, по причине отказа потребителя в приобретении иных услуг. Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор услуг, возмещаются исполнителем в полном объеме.

Указанные недобросовестные действия исполнителя могут быть основанием объявления контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а в случае получения массовых жалоб - предметом искового заявления в защиту группы потребителей.

Рекомендуем учитывать данную информацию при оформлении потребителями основных договоров.

Обращаем внимание потребителей, что на государственном информационном ресурсе для потребителей и в информационной библиотеке сайта Моифинансы.рф (https://моифинансы.рф/) размещены информационные материалы по теме Безопасности финансовых услуг.

Кроме того на портале «Госуслуги» открыт раздел «Жизненные ситуации: финансовое мошенничество» https://www.gosuslugi.ru/life/details/financial_fraud, позволяющий узнать о правилах финансовой безопасности в онлайн среде, получить практические советы о том, как противостоять телефонным и кибермошенникам, и описывающий механизм действия в интернете финансовых пирамид и других мошеннических схем на рынке инвестиций.

Версия для печати       Сохранить в DOC