Об управлении
Для предпринимателей
Санитарно-эпидемиологическая обстановка
Направления деятельности
Государственная служба и кадры
Противодействие коррупции
Документы
Пресс-центр
 
Пресс-релизы
 
Выезжающим за рубеж
Электронное правительство
Дополнительные информационные ресурсы
Пресс-центр

В 2018 году в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области (далее – Управление) по вопросам защиты прав потребителей поступило 1582 обращения от граждан, касающихся нарушения их потребительских прав.

Основными причинами обращений явились: продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, предоставление услуг ненадлежащего качества, отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

В обращениях на торговлю 65% пришлось на торговлю непродовольственными товарами (в основном затрагивались вопросы порядка разрешения конфликтных ситуаций, связанных с неудовлетворением требований потребителей при продаже товаров с недостатками); 35% обращений на торговлю продовольственными товарами. Поступило 221 обращение на сферу жилищно-коммунальных услуг, 24 обращения на туристские услуги.

Как показала практика рассмотрения обращений по 68% обращений потребителям разъяснялись их права и порядок реализации данных прав, т.е. предоставлялась письменная консультация со ссылками и комментариями законодательства, 28% обращений были направлены по подведомственности.

Проведено 417 предварительных проверок по обращениям, 20 из которых стали основанием для проведения проверок. Факты, изложенные в 13 обращениях, подтвердились. По результатам проверок и административных расследований было возбуждено 41 дело об административных правонарушениях. В целях устранения и предотвращения правонарушений хозяйствующим субъектам выдавались предостережения, предписания и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Подано 12 исковых заявлений в суд по фактам нарушений, выявленных в результате рассмотрения обращений. Специалисты Управления принимали участие в судебных заседаниях для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей до принятия решения судом первой инстанции.

Обращаем внимание потребителей, что согласно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ 294) для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор является постановка вопроса о проведении в отношении юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, обязательным является предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту (в случае, если данное обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены).

Что касается контроля за соблюдением законодательства в области защиты прав потребителей, то в 2018 году Роспотребнадзором плановый надзор не проводился, были только внеплановые проверки по обращениям потребителей, поручениям Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации. По результатам проведенных проверок нарушения установлены в 86% проверенных предприятий.

Из общего числа выявленных нарушений – 47% составили нарушения, связанные с несоблюдением права потребителей на информацию.

По фактам выявленных нарушений обязательных требований Управлением было возбуждено 1103 дела об административных правонарушениях, вынесено 1181 постановление, наложено штрафов на общую сумму 18 млн. руб.

Важнейшим направлением деятельности Управления является применение мер превентивного характера, направленных, в первую очередь, на повышение правовой грамотности и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав. Многолетняя правоприменительная практика показывает, что большинство нарушений прав потребителей устраняется путем консультирования потребителей.

Управлением в соответствии с утвержденным планом тематических горячих линий на 2018 год были проведены 18 «горячих линий», в рамках которых дано более 800 консультаций потребителям.

В целях повышения уровня потребительской грамотности граждан, а также информированности о деятельности Роспотребнадзора по обеспечению качества и безопасности реализуемых населению товаров и услуг, судебной защите прав потребителей функционирует государственная информационная система в сфере защиты прав потребителей (ГИС ЗПП), которая представляет собой обширную базу статистической, правовой, аналитической, методической информации, необходимой как для рядового потребителя, так и для специалиста в области защиты прав потребителей.

Сайт позволяет сделать выборку практики по отдельному региону, а также по сферам потребительского рынка (например, «Финансовые услуги», «Медицинские услуги», «Розничная торговля» и пр.). В разделе «Виртуальная приемная» граждане могут задать интересующие их вопросы и получить в оперативном порядке на них ответы.

Версия для печати       Сохранить в DOC